Малый и средний бизнес играют заметную роль в развитии коммерческой структуры,обеспечивая при этом значительный уровень занятости, учавствуя в производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.Однако, проблемы малого бизнеса существуют. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений.
Можно выделить основные проблемы в развитии малого бизнеса:
1. Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке. 2. Недостатки в управлении делом. 3. Слабая компетентность руководителей. 4. Зависимость от крупных компаний. 5. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования. 6. Неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов). 7. Трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов. 8. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и др.). Наиболее значимый недостаток, по мнению владельцев.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Исходя из опыта, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников частых фирм. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, которые долго существуют при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально.
На развитии малых фирм сказываются и размеры финансирования на первоначальном этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого предпринимательства.
Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:
• формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; • привлечение личных средств населения на развитие производства; • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; • активизация научно-технического прогресса; • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств; • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа; • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств.